Добавить к расходам: компаниям придется потратиться на нефинансовую отчетность

Print Friendly, PDF & Email
Российское правительство намерено наделить крупный российский бизнес обязанностью по подготовке нефинансовой отчётности. На ее составление и заверение компании потратят от 1,5 до 2 млн рублей, а если отчитываться будут и «дочки» – еще больше. Пока в Волгоградской области нет специалистов, которые смогли бы заверить отчеты, говорят юристы. Искать их придется за пределами региона.

Заработал 5 млрд рублей — отчитайся

Идею нефинансовой отчетности для бизнеса Правительство РФ вынашивает почти год. В мае 2017 году была утверждена концепция развития публичной нефинансовой отчетности, к конку года Правительство вынесло на публичное обсуждение соответствующий проект закона. Следующим этапом документ будет внесен в Госдуму. Ознакомившись с планируемыми нормами, публичные общества заявили о высоких расходах, которые понесут компании.

— Действие федерального закона предлагается распространить на государственные корпорации и государственные компании, публично-правовые компании, ГУПы, хозяйственные общества, имеющие за предшествующий год объем выручки в размере 5 млрд. рублей и более, — пояснил юрист компании VEGAS LEX Кирилл Никитин.

Однако под действия закона могут попасть и другие компании. По словам Никитина, предполагается, что Правительство будет иметь полномочия на включение в этот перечень иных лиц по своему усмотрению — фактически, список является открытым.

Основной массив информации, которую компаниям нужно будет обнародовать, — это сведения о деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития. Отчеты должны будут отражать взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также описывать достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные.

— Пока перечень абстрактный, конкретный список показателей Правительство утвердит позже, — поясняет Кирилл Никитин.

Цена вопроса

Основные затраты, которые понесет бизнес, будут связаны с подтверждением публичной нефинансовой отчётности. Это может быть профессиональное аудиторское заверение, независимое экспертное общественное заверение, которое в России осуществляют два органа — РСПП и РРС (Российская региональная сеть по интегрированной отчётности). Кроме того, можно оформить стейкхолдерское заверение при участии заранее определенных ключевых заинтересованных сторон. Подтверждение отчетности любым из этих способов обойдется компаниям в 1,5-2 млн. рублей.

— Есть и дополнительное обстоятельства, не урегулированное по тексту законопроекта, и которое может оказать существенное влияние величину расходов, — говорит Кирилл Никитин. — Законопроект не дает однозначного ответа на вопрос, распространяется ли соответствующая обязанность на дочерние компании раскрывающего лица. В зависимости от этого состав и размер издержек может существенно отличаться.

Подтвердить отчётность на территории Волгоградской области будет весьма проблематично, поскольку в регионе нет профильных специалистов.  Возможно, компаниям придется заверять отчеты дистанционно.

Притянули за активы

Бухгалтерская стоимость активов многих волгоградских компаний превышает 5 млрд рублей,, поэтому они могут попасть под новую норму, поясняют в VEGAS LEX. По мнению юристов, брать за основу показатель именно стоимость активов некорректно, так как этот показатель не учитывает реального финансового положения предприятия. Логичнее было бы принять за основу данные о чистых активах, с учетом действующих обязательств и обременений.

— Как указывается в пояснительной записке, цель закона — «повышение инвестиционной привлекательности, прозрачности деятельности организаций», — говорит Кирилл Никитин. —  В отношении госкомпаний это вполне объяснимо в связи с очевидными проблемами в прозрачности и этой самой инвестиционной привлекательности. Что же касается частного бизнеса, то ситуация не так очевидна. В настоящее время публичные компании, которые заинтересованы в привлечении внешнего финансирования, самостоятельно готовят и публикуют сходную отчетность по стандартам Global Reporting Initiative. В конце концов, принципы свободного рынка предполагают право каждой компании самостоятельно определять уровень своей инвестиционной привлекательности. Существует целые «закрытые» отрасли, для которых не характерны механизмы привлечения внешних инвестиций.

В этой связи, дополнительное регулирование этого вопроса для публичных компаний на законодательном уровне излишне и необоснованно, резюмирует эксперт.