Их адрес – Валуевка

Print Friendly, PDF & Email

Меня иногда одолевают вопросы, на которые я и отвечать не особо стараюсь. А знаете почему? Потому что мне хочется считать, что некоторые произведения человеческого ума не что иное, как чудо света. Вот, например, локомотив поезда. Удивляюсь, чем таким особенным нашпигована эта «голова», чтобы тащить за собой многотонный состав?! У меня всегда было и есть дикое желание залезть и заглянуть внутрь тепловоза и детально во всем разобраться. Хотя тогда оно перестанет быть для меня чудом света и волшебством.
А вот еще пример, с которым мы сталкиваемся теперь уже каждый день – интернет. Вы знаете, как эта связь осуществляется? Это ведь такая физика! Фантастика какая-то! Или все-таки физика? Черт ногу сломит, если вдаваться в подробности. Представляете, а ведь все это придумал человек! Мы с вами! Человечество – уникально и неповторимо! И до чего же еще ум дойдет? А чтобы он развивался и дарил нам открытия, ему необходима пища: изначальная, моральная и натуральная. Я – об учителе и хлеборобе. Два разных человека: интеллигент и землепашец. А желаемый результат их труда один – чтоб люди были людьми. Умными и сытыми.

От моря к реке
Об учителях написано и пишут много. И это здорово! Порой их труд словам не поддается, не хватает красочных эпитетов, чтобы выразить свое уважение и поклонение педагогам. Вот и скажи, что русский язык необъятный, если иногда не хватает слов!
Нина Федоровна Чижик — уроженка Кубани. Теплый благодатный край, побывав в котором единожды, хочется возвращаться снова и снова: море, ласковый бриз, яркое солнце. Но в годы Великой Отечественной войны было не до климатических прелестей. Краснодарский край хоть и был в войну тыловой зоной, но здесь было все очень и очень мрачно: оккупация, голод, нищета..
Детство Нины проходило в страхе. Враг был повсюду.
— К нам на квартиру поставили двух румын (они тоже тогда воевали против Красной Армии). И вот однажды один из них протянул мне руку и разжал ладонь – там лежали крошки галетных печений. Я смотрела на него и не понимала. А он кивает головой, мол, бери, угощаю. Кушать, конечно, хотелось сильно. Взяла и даже мысли не возникло, что отравить могли ведь, — рассказывает Нина Федоровна.
В те годы дети рано становились взрослыми: помощь в производстве и доставке на фронт продовольствия велась бесперебойно. Но школу не забывали, посещали исправно. Пусть и с ранцем, сшитым из халата, и учебниками, потрепанными так, что «ремонтировать» их было невозможно.
Победу над фашизмом Нина встретила десятилетней школьницей. Но до мира и благополучия было еще далеко. Все взрослое население в послевоенные годы было направлено на строительство разрушенных городов: Москвы, Ленинграда, Сталинграда и других.
Закончив десятилетку в Адлере, девушка отправилась в Поволжье – ей также не терпелось посетить город-герой Сталинград и приобщиться к тем, кто заново создавал его.
— Я не только хотела помочь народному делу. Везла с собою и давнюю мечту – быть учителем. Наш большой – почти сорок человек – класс практически весь поступил в учебные заведения среднего и высшего звена. Стремились получить образование, это считалось необходимым. Помню, сдала вступительные экзамены в пединститут имени Серафимовича, жду итогов. А списки с фамилиями поступивших вывешены не все. Думаю, придержали «запас» для нужных людей. Расстроилась уже. Меня же там спросили: почему не осталась дома и не подала заявление в Краснодарский или Ставропольский вузы, они-то поближе. Но у меня был боевой настрой, мне хотелось учиться именно в теперешнем Волгограде. И меня зачислили! Конечно же, по баллам я прошла плюс твердое решение.
Вот такая уверенная в себе девочка-птичка (а фамилия только подтверждает!) прилетела к нам из теплого края. По всем законам, наоборот должно быть, скажете вы. Бывает и так.
Пять студенческих лет на факультете естественных наук принесли свою пользу: дипломированная учительница географии и биологии по распределению была направлена в Старополтавский район. С 1958 года Валуевка для Нины Федоровны – дом родной. Здесь и замуж вышла, и семьей обзавелась. И стала Нина — Карташовой, а затем и многодетной матерью.
Видно, очень острое желание было у этого человека стать педагогом, иначе за плечами не оказался бы богатый профессиональный багаж — целых 45 лет! Позвольте поклониться Вам, уважаемая Нина Федоровна!
Беседуя с Вами, невольно вспоминала запах толстенных томов научно-исследовательской литературы из вузовской библиотеки. И все эти реки-горы-материки вместе с инфузориями-туфельками, грибами и липами словно проносились перед глазами. Вы – кладезь! Это надо же получить знак «Отличник народного просвещения» всего за 13 лет работы! Честь такому педагогу!

Более подробно читайте в газете.