Край, в котором мы живем

Print Friendly, PDF & Email

17 октября в Старополтавской СШ проходила VII межмуниципальная конференция «Земля моя, не устану тобой гордиться». Участие в ней приняли школьники из Ровенского района Саратовской области, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области.

По традиции юные краеведы подводят итоги поисковой работы за прошедший год, делятся опытом и новыми находками. Благодаря их кропотливой работе память об историческом развитии заволжского края, о его людях сохраняется и становится достоянием будущих поколений.
Директор МКУ «Образование» Т.Т. Мурзашева поприветствовала участников этой, уже ставшей традиционной, конференции: «Мы рады тому, что вы дорожите историей своей малой родины, ведь любовь к ней и есть тот самый круг действенности и сплоченности, который объединяет нас. Это и есть патриотизм. Я желаю вам идти только вперед. Все участникам конференции — успехов, удачи, открытости и искренности! Если ваша работа прошла через душу и сердце, значит, вы ее успешно представите вашим сверстникам, одноклассникам и педагогам».
Также Т.Т. Мурзашева обратила внимание участников и их научных руководителей на соблюдение регламента выступлений, который не должен превышать десяти минут, и представила членов жюри. Главная задача жюри – дать юным краеведам рекомендации к развитию темы исследования, обратить внимание на недостатки работы, поощрить всех без исключения за желание заниматься исторической наукой.
Всего на конференции было представлено 29 работ. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты по разным номинациям были выполнены учениками под непосредственным руководством своих педагогов. Учащиеся читали дополнительную литературу, работали с различными документами, изучали семейные архивы, составляли презентации, а итогом их деятельности стала (может быть, первая в их жизни!) исследовательская работа.
Как правило, такие мероприятия проводятся для сплочения и обмена знаниями. Исходя из этого, можно сделать два главных вывода: первое – нет ничего роднее и ближе родного края, а второе – историю делают люди. Современное краеведение осмысливается как воспитывающая наука. В свою очередь воспитание краеведением — это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Точнее, речь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему образу жизни. Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростков, их вовлечение в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей малой родине.
Большая исследовательская работа была проведена ребятами под руководством педагогов по изучению и систематизации краеведческого материала. Все выступающие продемонстрировали уверенное владение материалом, сопровождали повествование компьютерными мультимедийными презентациями и наглядно-иллюстративным материалом. Участниками конференции была проведена большая работа по сбору и записи воспоминаний ветеранов войны, тружеников тыла, местных старожилов. Результатом этой огромной работы стали новые материалы об истории населенных пунктов, истории памятников культуры и искусства, о памятных уголках своей малой родины, о людях, прославивших ее. Все работы были по-своему интересными и необычными. В дальнейшем они могут использоваться для классных занятий.
По результатам защиты были выбраны лучшие проектно-исследовательские работы, ребята получили дипломы победителей и призеров, остальные участники стали обладателями сертификатов.
В секции «историческое краеведение» призовые места заняли:
1- е место — Ксения Азизова (МКОУ «СШ № 17», г. Палласовка),
— Илья Гельмут (МБОУ СОШ с. Луговское Ровенского района Саратовской области);
2-е место — Екатерина Науман и Светлана Багриенко (МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района),
— Влада Жумашева (МКОУ «Новополтавская СШ имени А.Г. Кораблева» Старополтавского района),
— Сергей Речкин (МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района);
3-е место — Виктор Шарыгин (МКОУ «Новоквасниковская СШ» Старополтавского района),
— Хадия Гаджиева (МКОУ «СШ № 14», г. Палласовка).
Секция «школьное музейное краеведение»:
1-е место — Диана Козлова и Алина Острешко (МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района);
2-е место — Валерия Улановская (МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района);
3-е место — Валерия Шишлянникова (МКОУ «СШ № 17», г. Палласовка).
Секция «литературное краеведение и топонимика»:
1-е место — Виктория Павленко (МКОУ «Савинская СШ» Палласовского района).
Секция «фольклор и этнография»:
1-е место — Александр Аухадиев (МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района).
Секеция «географическое краеведение, биология, экология»:
1- е место – ДамиляХаирова (МКОУ «СШ №17», г. Палласовка);
2-е место — Егор Жуков (МКОУ «Старополтавская СШ» Старополтавского района);
3-е место — Валерия Дик (МБОУ СОШ с. Луговское Ровенского района Саратовской области).
Что ж, итоги конференции подведены, дипломы и сертификаты вручены, ребята и их научные руководители довольны. Краеведческие знания не помешают в жизни никому. Очень важно не останавливаться на достигнутом, постоянно углублять свои знания, искать новое, а главное – любить свой край.
Юным краеведам есть к чему стремиться, ведь исследовательская работа по краеведению под руководством компетентных специалистов с перспективой презентации ее результатов на конференциях высокого уровня обладает мощным педагогическим потенциалом. Поэтому участие в таких мероприятиях – это повышение профессиональной, социальной и других компетенций учащихся и педагогов.
В. ПЕТРОВА,
наш корр.
Фото автора.