Памятник «Бранденбургской мадонне»

Print Friendly, PDF & Email

Толчком для написания этой статьи стал телефонный звонок. В один из октябрьских дней в редакцию позвонила женщина, представившаяся Зоей Вячеславовной. Она сказала, что родом из Гмелинки, но давно живет в Саратовской области. А потом спросила: Мария Лиманская – знакомо ли нам это имя. Конечно! Всем старополтавцам памятна легендарная регулировщица победы. А вот следующий вопрос, признаюсь, поставил меня в тупик: знаем ли мы, что Марии Федоровне поставили памятник? И хотя времени со дня его открытия прошло уже немало: памятник был открыт в июле прошлого года, но мы, к великому стыду, об этом ничего не знали. И тогда Зоя Вячеславовна предложила написать об этом событии, ведь, согласитесь, не каждому памятник ставят при жизни. А уж если это наша землячка, то тут, как говорится, сам Бог велел.

Во что писали саратовские газеты об этом событии: «В Саратовской области 9 июля открыли памятник военным регулировщицам времен Великой Отечественной войны. Образцом для монумента послужил знаменитый фотоснимок военного фотокора Е. Халдея «Брандербургская мадонна». На нем запечатлена регулировщица Мария Лиманская на фоне Брандербурских ворот в Берлине весной 1945 года. Монумент посвящен всем женщинам-регулировщицам военных лет.
Сама ветеран смотрела момент открытия памятника из дома. Для нее организовали трансляцию мероприятия в интернете. Участниками церемонии стали ветераны Великой Отечественной войны, члены комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, местные жители. Памятник носит название «Мадонна Победы». Его автор, член Союза художников России Владимир Пальмин изготовил скульптуру на средства марксовского мецената Александра Камаева».
Мария Филипповна Лиманская родилась в 1924 году в селе Старая Полтавка Волгоградской области. На фронт ушла в 1942 году, служила в запасном полку, шила одежду советским солдатам.
Вместе с подругами Мария попала в регулировщицы, пройдя трёхдневное обучение. Молодой девушке приходилось стоять на посту и по шесть, и по восемь часов в любую погоду. Иногда она теряла сознание, но страшнее всего было работать, когда рядом шел бой.
Под Батайском во время одной из бомбардировок она была по неосторожности сбита шофёром и попала в больницу, которая также подверглась бомбардировке. Чудом никто из её подруг, равно как и сама Мария, не погиб – несколько упавших рядом авиабомб не разорвались.
В памяти Марии Филипповны остались тяжелые воспоминания о войне. Ей довелось своими глазами увидеть погибающих под пулями и фугасами солдат, женщин и детей. Она не раз оказывалась на волосок от гибели. В Симферополе едва регулировщицы спрыгнули с грузовика, в него попала бомба. А в 1944-м, уже в Белоруссии, Маша тяжело заболела малярией. Лекарств не было, врачи уже готовились ее хоронить. Спасла соседка по палате, раненая медсестра, у которой в сумке оказалась нужная ампула. Когда Лиманскую готовили к выписке, ее спасительница умерла…
2 мая 1945 Мария Лиманская уже стояла у Бранденбургских ворот, с обратной стороны от рейхстага, и отвечала за регулирование движения. В эти дни фотограф Евгений Халдей запечатлел Лиманскую на одной из своих легендарных фотографий, получившей в народе название «Регулировщица Победы. Королева Бранденбургских ворот», а 30 июля 1984 заветная фотография была отправлена Марии Филипповне лично Евгением Халдеем с письмом на обороте фотографии.
В дни Потсдамской конференции Мария также регулировала движение, пропустив кортеж британского премьер-министра У. Черчилля и даже поговорила с министром через переводчика.

Более подробно читайте в газете.