Йенс Столтенберг сообщил, что военные расходы стран Североатлантического альянса выросли в 2020 году на 3,9%

Print Friendly, PDF & Email
БРЮССЕЛЬ, 16 марта. /ТАСС/. Россия, терроризм, подъем Китая и климатические изменения являются главными угрозами НАТО. Об этом заявил во вторник на онлайн пресс-конференции генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, представляя свой ежегодный доклад о работе организации в 2020 году.

«Дестабилизирующее поведение России, терроризм, кибератаки, технологии, подъем Китая и климатические изменения — вызовы, которые остались. Ни одна страна и ни один континент не справятся в одиночку. Поэтому нам надо работать вместе в стратегической солидарности», — сказал он.
По словам Столтенберга, Китай и Россия все теснее работают вместе, в том числе проводя военные учения, что определяет будущие вызовы безопасности НАТО. «Все это вместе определяет вызовы НАТО в будущем. И вот почему важно, что НАТО продолжает адаптироваться под вызовы авторитарного Китая и более агрессивной России», — добавил он.
Генсек подчеркнул, что в стратегии «НАТО — 2030», которая будет представлена на саммите альянса в этом году, подробно изложен новый подход к России.

Предложения провести заседание Совета Россия — НАТО

В докладе отмечается, что Россия в 2020 году отклонила все предложения Североатлантического альянса провести заседание Совета Россия — НАТО.
«В 2020 году НАТО оставалась открытой для диалога в Совете Россия — НАТО для рассмотрения вопросов международной безопасности, а также для повышения транспарентности и предсказуемости. С февраля НАТО неоднократно приглашала Россию созвать заседание Совета Россия — НАТО. Россия неизменно отклоняла эти приглашения. Вследствие этого никаких заседаний Совета Россия — НАТО в 2020 году не проводилось», — говорится в документе.
В нем отмечается, что альянс намерен продолжать придерживаться своего сформулированного в 2014 году «двойного подхода» к отношениям с Россией на основании «обороны и диалога», главным элементом которого, согласно постановлению саммита НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года, является ведение диалога с Москвой с позиции силы. «Этот двойной подход НАТО позволяет Североатлантическому союзу реагировать на вызванное действиями России ухудшение обстановки в области безопасности. Поэтому страны НАТО продолжали укреплять свой потенциал сдерживания и обороны, оставаясь при этом открытыми для предметного, периодического и содержательного диалога с Россией. НАТО привержена обсуждению важнейших вопросов и недопущению неверного понимания, просчетов и непреднамеренной эскалации», — утверждает Столтенберг в своем докладе.
В документе также отмечается, что НАТО «в 2020 году по-прежнему обеспокоена дестабилизирующей политикой России и ее провокационной военной деятельностью вблизи границ Североатлантического союза, а также ее обычными и гибридными операциями, в том числе в Ливии, Сирии и Украине».
«Россия продолжала проводить учения без уведомления, а также крупномасштабные учения, такие как «Кавказ-2020″, увеличивая обеспокоенность Североатлантического союза в отношении региональной безопасности», — говорится в документе.
Ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что именно в НАТО отказались от предложений России по выходу из кризиса в отношениях.

Военные расходы стран НАТО

По словам Столтенберга, военные расходы всех стран Североатлантического альянса выросли в 2020 году на 3,9%, несмотря на негативное влияние пандемии на их экономики. «В 2020 году мы продолжили инвестировать в оборону. Несмотря на причинение пандемией ущерба экономикам, это был шестой год увеличения расходов, и оно составило 3,9%», — сказал он.
В текущих ценах оборонные расходы альянса в 2020 году составили $1,107 трлн. При этом траты членов НАТО на закупки новых вооружений составили 11,6% всех расходов.
Анализ приведенных в докладе статистических данных показывает, что расходы на оборону стран НАТО в долларах в константных ценах 2015 года (то есть с поправкой на инфляцию), а не в процентах от сократившегося за год пандемии ВВП, выросли в 2020 году на 2,7% и составили $1,028 трлн. Пять государств НАТО, включая Великобританию и Турцию, сократили свои реальные оборонные расходы.
Поставленную на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года задачу в течение 10 лет довести военные расходы государств альянса до 2% национального ВВП на данный момент выполнили 11 из 30 государств НАТО, включая США. Именно по инициативе Вашингтона страны НАТО обязались начать системное увеличение военных расходов и направлять до 20% из них на закупки новых вооружений, главным производителем которых в НАТО выступает военно-промышленный комплекс США.
Кому и зачем нужен Североатлантический альянс
В существовании НАТО с самого начала его создания всегда присутствовало два основных смысла: один – официальный, второй – неофициальный, скрытый, но на деле самый настоящий
В 1949 году Североатлантический блок, с одной стороны, создавался в целях военного противостояния формирующемуся под эгидой СССР блоку социалистических государств в Восточной и Центральной Европе. Но, с другой стороны, альянс был придуман и как инструмент военного контроля за странами Западной Европы, ликвидации в них коммунистических движений и коммунистической идеологии, которые представляли, на момент окончания Второй мировой войны, весьма внушительную политическую силу.

Справка

Наглядный пример этой логики нам являет та же Италия, бывший член фашистской оси Берлин — Рим — Токио. Именно антифашистская (освободительная) борьба на Пиренейском полуострове была построена в основном на коммунистической идеологии и привела к широкому коммунистическому движению в этой южноевропейской стране. При этом США использовали Североатлантический альянс в целях недопущения роста военной мощи в контролируемых ими государствах.
После ликвидации власти коммунистов в бывших социалистических странах, что привело к ликвидации их военного союза — Организации Варшавского Договора, развала СССР, НАТО стал, по сути, военным инструментом глобального управления и контроля со стороны США.
Одновременно в результате расширения Североатлантического блока на Восток альянс расширил свою функцию контроля и за другими европейскими странами, в том числе и некоторыми бывшими советскими республиками. То есть Североатлантический блок стал инструментом военного контроля уже практически за всей Европой. В 2015 году на Варшавском саммите НАТО был подписан договор сотрудничества между альянсом и Евросоюзом. С этого момента европейские страны — члены ЕС, не являющиеся членами Североатлантического блока, стали также составной частью экономической поддержки существования НАТО.
С самого момента своего зарождения и до настоящего времени альянс, в первую очередь, является коммерческим проектом США по установлению монополии продажи своего оружия и военной техники государствам — членам НАТО и другим странам, сотрудничающим с альянсом в рамках натовской программы «Партнёрство во имя мира». Обращаю ваше внимание на тот факт, что название проекта надо понимать следующим образом: «Партнёрство во имя глобального мира, которым управляют США!»
Хотел бы обратить также внимание на процесс постоянного поиска врага НАТО в целях оправдания существования столь могущественного военного блока после ликвидации ОВД и развала СССР. Сначала это была Югославия, затем — Ирак и  международный терроризм. И, наконец, таким врагом вновь стала возрождённая, прежде всего в военном отношении, Россия.
Однако настоящий смысл существования НАТО, который мною назван в тексте, стали понимать и в европейских странах. Прежде всего в таких ведущих государствах, как Германия, Франция, Италия и Турция. В ведущих государствах самого альянса приходят к осознанию следующих аспектов.
Во-первых, НАТО — это организация, которая как бы нанята со стороны для обеспечения их безопасности. Сами европейские члены НАТО не являются субъектами обеспечения собственной безопасности.
Во-вторых, политика Дональда Трампа всё явственней определяет альянс, как коммерческий. В особенности после того, когда он стал выставлять счёт Германии за «оборонные» услуги, с перспективой выдвижения подобного счёта другим ведущим европейским государствам.
В-третьих, Россия показала, что самостоятельно и эффективно обеспечивает свою оборону и безопасность. При этом Вооружённые силы РФ наглядно продемонстрировали свои боевые возможности по разгрому любого, даже самого сильного врага. Поэтому игра под названием «Россия — враг» стала также представлять опасность уже для самого НАТО, включая и США.
А развитие и углубление сотрудничества России с Германией и Турцией, желание развивать такое сотрудничество, сформулированное Чехией, Словакией, Венгрией и Болгарией, серьёзным образом бьёт по образу России в качестве врага.
Вот поэтому на Западе и задумались над другим проектом под названием «Россия — друг». Вдруг он принесёт больше дивидендов, в особенности в условиях усилившейся конкуренции Запада с Китаем?