Потребительский рынок: состояние и перспективы

Print Friendly, PDF & Email

Потребительский рынок — понятие многогранное. Оно включает в себя не только торговлю, выполнение работ, оказание услуг и сферу производства товаров на всех стадиях цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией, но и сферу потребления товаров. Чтобы узнать о том, как обстоят дела в этом направлении у нас в районе, мы обратились к Н.М.Карпенко, заместителю главы администрации Старополтавского муниципального района, курирующей вопросы потребительского рынка.
— Наталья Михайловна, сегодня очень много говорится о потребительском рынке. Какое место занимает у нас в районе данное направление?
— Потребительский рынок занимает один из значимых сегментов жизнеобеспечения Старополтавского муниципального района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, способствует экономическому росту и росту занятости населения, развитию малого и среднего предпринимательства.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков. Он влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения. Его состояние, структура, тенденции и динамика развития напрямую отражают социально-экономическую ситуацию в районе и призваны обеспечивать бесперебойность снабжения населения района товарами и услугами.
В Старополтавском районе сформирована достаточно развитая инфраструктура потребительского рынка, которая характеризуется стабильностью, обеспечивает территориальную доступность и бесперебойное снабжение населения продовольствием, товарами и услугами первой необходимости.
— Какое количество объектов потребительского рынка находится на территории Старополтавского района?
— По состоянию на 1 января 2017 года общее количество объектов потребительского рынка в районе составило 177 единиц, в том числе:
* 124 объекта розничной торговли,
* 8 объектов общественного питания,
* 38 объектов в сфере бытовых услуг,
* 7 площадок для проведения ярмарок.
Во всех сельских поселениях района функционируют стационарные торговые объекты по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, расположенные в непосредственной близости к потребителю. Но есть населенные пункты, в которых отсутствуют стационарные торговые объекты, таких населенных пунктов на территории района 16. В связи с этим отдел экономики и управления имуществом администрации Старополтавского муниципального района продолжает работу по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района. Данная схема предполагает размещение нестационарного торгового объекта на территории каждого населенного пункта нашего района.
— Каково количество услуг, оказываемое населению предприятиями розничной торговли?
— Услуги розничной торговли Старополтавского муниципального района на 1 января 2017 года оказывают 124 объекта с общей торговой площадью 5010,78 кв. м.
Состояние розничной торговой сети оценивается уровнем обеспеченности населения торговыми площадями. При этом показатели обеспеченности населения района торговыми площадями составляет в настоящее время 268,49 кв. м на одну тысячу жителей, что составляет 112,6 % от нормативного значения.
Инфраструктура объектов розничной торговли Старополтавского района по состоянию на 1 января 2017 года выглядит следующим образом:
* 67 объектов торговли со смешанным ассортиментом,
* 41 объект торговли по реализации непродовольственных товаров,
* 16 объектов розничной торговли по реализации продовольственных товаров.
На территории муниципального района осуществляют деятельность следующие торговые сети: АО «Тандер» магазин «Магнит» и ООО «Тамерлан» магазин «Покупочка».
— Наталья Михайловна, что является индикатором, отражающим состояние потребительского рынка?
— Одним из индикаторов состояния потребительского рынка является оборот розничной торговли. Ежегодное повышение уровня материальной обеспеченности населения создает благоприятную конъюнктуру в розничной торговле и способствует росту ее товарооборота. Так, оборот розничной торговли по организациям всех форм собственности в 2017 году составит 555,78 млн рублей, что показывает увеличение товарооборота по сравнению с 2016 годом на 2 %. Потребительский спрос и уровень среднедушевого потребления товаров зависит от соотношения темпов роста денежных доходов населения и цен на товары. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения по району составил 29,8 тысяч рублей.
— Как обстоят дела в потребительской кооперации, ведь именно в нашем районе данная деятельность очень развита?
— Говоря о развитии потребительского рынка района нельзя не сказать о роли потребительской кооперации, которая является важной социальной структурой, обеспечивающей сельское население товарами первой необходимости, закупающей сельскохозяйственную продукцию у частников, развивающей общественное питание и хлебопечение.
На территории Старополтавского района осуществляет свою деятельность Старополтавское производственно-заготовительное потребительское общество (ПЗПО). Торговой сетью данного предприятия охвачены 17 сел района, два магазина Старополтавского ПЗПО находятся на территории Палласовского городского поселения. В магазинах Старополтавского ПЗПО можно приобрести разнообразную продукцию – продукты питания, промышленные товары. Продукты питания представлены как продукцией собственного производства, так и покупной продукцией.
За 9 месяцев 2017 года показатель розничного товарооборота составил 137,76 млн рублей, оборот общественного питания – 9,14 млн рублей, что составляет 24,8 % от общего розничного товарооборота района и 57,8 % от общего оборота общественного питания Старополтавского муниципального района.
Потребительская кооперация, наряду с торговой деятельностью, занимается заготовительной деятельностью. За 9 месяцев 2017 года ими было закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья сумму 25,18 млн рублей.
Старополтавское ПЗПО участвует в организации выставок собственной продукции на территории района. Ежегодно к праздникам День села Старая Полтавка и День работника сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности оформляется выставка готовой продукции с последующей бесплатной раздачей детям мелкоштучных хлебобулочных изделий.
Система потребительской кооперации Старополтавского района представлена не только торговлей, но и производством. К производственной деятельности системы относится выпуск хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских и колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и мясопродуктов, продукции общественного питания, в осенне-зимний период производится посол рыбы.
В июне 2017 года было начато строительство рыбного цеха, что позволит удовлетворить потребность населения в качественной соленой, вяленой, сушеной и других видах рыбной продукции, повысить качество жизни сельских жителей.
В системе потребительской кооперации Старополтавского района работает в среднем до 155 человек. Работникам вовремя выплачивается заработная плата, которая ежегодно повышается.
Система потребительской кооперации Старополтавского района планирует расширять ассортимент выпускаемой продукции, повышать производственные и финансовые показатели, обновлять основные средства, продвигать собственную продукцию на рынки других районов Волгоградской области, развивать работу по закупке сельскохозяйственной продукции у населения, ее дальнейшую переработку и реализацию.
— Раньше остро стоял вопрос о ведении несанкционированной торговли, как сейчас обстоят дела в этом направлении?
— Конечно, проблемы в этом направлении были, но совместными усилиями мы навели порядок в этой сфере. Работа будет продолжена.
Для наполнения рынка качественной продукцией, создания условий здоровой конкуренции и, как следствие, снижения цен, а также в качестве альтернативы создания розничных рынков законодательством предусмотрена возможность организации ярмарок. По итогам 9 месяцев текущего года на территории района функционировало 7 ярмарочных площадок в 6 сельских поселениях в общей сложности на 257 торговых мест. Наибольшее количество ярмарок проводится на территории Старополтавского сельского поселения. Организатором двух ярмарок на территории Старополтавского сельского поселения является Старополтавский муниципальный фонд поддержки предпринимательства (МФПП), а в остальных сельских поселениях – администрации сельских поселений. Администрации сельских поселений организуют ярмарочные мероприятия с предоставлением торговых мест на бесплатной основе. Стоимость торгового места на ярмарках, организатором которых является Старополтавский МФПП, составляет 90-200 рублей в зависимости от размера торгового места и группы товаров.
— Как обстоят дела в сфере услуг общественного питания, ведь ни для кого не секрет, что многие старополтавцы стараются провести семейные мероприятия вне стен своего дома?
— В Старополтавском районе достаточно развит сегмент по оказанию населению услуг общественного питания. По состоянию на 1 января 2017 года на территории Старополтавского района осуществляют деятельность 8 объектов общественного питания на 330 посадочных мест, в том числе:
* 2 бара на 120 посадочных мест,
* 4 кафе на 160 посадочных мест,
* 2 закусочные на 50 посадочных мест.
Наибольшее количество объектов общественного питания сосредоточено в районном центре. Также в сфере общественного питания функционирует магазин «Домашняя кухня», принадлежащий Старополтавскому ПЗПО. В магазине размещены 16 посадочных мест, где покупатели могут перекусить холодными закусками, выпить горячего чая с кондитерскими изделиями.
Товарооборот отрасли услуг общественного питания по оценкам 2017 года составил 15,8 млн рублей, темп роста составил 100 %.
— А бытовые услуги?
— Рынок услуг, в том числе бытовых, является неотъемлемой частью потребительского рынка, что способствует развитию предпринимательской активности, увеличению количества рабочих мест и занятости населения.
Основу сферы бытового обслуживания населения района составляют малый бизнес и частное предпринимательство. На территории Старополтавского района сфера бытового обслуживания представлена 38 объектами. Основное количество объектов бытового обслуживания 32 (84,2 %) сконцентрировано в административном центре муниципального района. Здесь услуги развиваются ускоренными темпами.

По оценкам 2017 года объем платных услуг, оказанных населению, составил 84,8 млн рублей. Из общего объема платных услуг бытовых услуг населению оказано на сумму 10,3 млн рублей.
За последние годы рынок бытовых услуг в районе постоянно расширяется. Появляются новые виды бытовых услуг. Так, развитие автомобильного рынка сопровождается активным ростом сервисных услуг. Приоритетным направлением остается открытие станций техобслуживания, предоставляющих полный комплекс услуг. В районе продолжается открытие парикмахерских, мастерских по ремонту и пошиву одежды и обуви. Развиваются такие виды деятельности как ремонт и обслуживание электронной аппаратуры, бытовой техники, оказание фото– и видеоуслуг.
Развитие потребительского рынка способствует созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения района на продовольственные и непродовольственные товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным населению ценам, при установленных государством гарантиях качества и безопасности. Особое внимание уделяется насыщению потребительского рынка товарами народного потребления, в основном продовольственными.
— Какую оценку в целом вы можете дать потребительскому рынку Старополтавского района?
— В целом потребительский рынок Старополтавского района характеризуется как стабильный и устойчивый, имеющий достаточно высокую степень товарного насыщения и положительную динамику развития, но остаются проблемы с обеспечением товарами первой необходимости в отдаленых селах, недостаточно развитой инфраструктурой бытовых услуг. Но мы ищем пути решения в улучшении качества жизни на селе.
В заключение хотелось бы отметить, что в связи с изменениями действующего законодательства в сфере регулирования торговой деятельности комитет промышленности и торговли Волгоградской области особое внимание уделяет развитию потребительского рынка Волгоградской области по следующим направлениям:
1. упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований;
2. организация ярмарочной деятельности на территории муниципальных образований;
3. определение районами границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В связи с этим отдел экономики и управления имуществом райадминистрации продолжает работу по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовых актов, определяющих развитие потребительского рынка, в частности, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Старополтавского муниципального района Волгоградской области, порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории района, а также порядка организации ярмарок и определение границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Отдел экономики и управления имуществом в дальнейшем планирует обо всех изменениях в работе информировать население района посредством публикаций в районной газете «Ударник».
— Что бы вы хотели пожелать читателям “Ударника”?
— В предверии нового года от всей души хочется поздравить всех с наступающим Новым годом! Желаю вам здоровья, удачи и всех земных благ!
Наш корр.