Дорогами преобразований

Print Friendly, PDF & Email

В России продолжительное время были проблемы с дорогами. Те, кому сегодня чуть больше тридцати лет, хорошо помнят, что в наследство от СССР новому государству досталась разрушенная дорожная сеть и отрезанные большую часть года друг от друга регионы.
Сегодня все изменилось. Медленно, но верно работа в этом направлении идет. В дорожной отрасли страны происходят позитивные перемены, свидетелями которых являются жители всех российских субъектов. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных и местных автомобильных дорогах.
Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач, поставленных главой государства В. В. Путиным перед дорожниками. Именно в дорожном строительстве и реализации крупных инфраструктурных проектов власти видят мощный стимул для развития.
Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», начавший свою деятельность в 2019 году и ставший логичным продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства. Импульс к их успешному сотрудничеству дал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», реализованный в 2017–2018 гг. в 36 регионах.
По данным, размещенным на официальном портале, нацпроект значительно расширил географию: он стартовал в 83 субъектах Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерациях. Работа шла по четырем направлениям: федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России».
В 2021 году национальный проект «Безопасные качественные дороги» прошел ребрендинг — изменил название и расширил границы: субъектов-участников стало 84, а агломераций — 105. Кроме того, его действие продлили до 2030 года включительно. В целом 2021 год прошел для нацпроекта плодотворно.
Итоги сезона 2021 в цифрах
Данные на официальном портале гласят, что 2021 году по нацпроекту комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны.
В программу федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в 2021 году вошло более 6 тыс. объектов. В целях повышения уровня экономической связанности территорий страны с 2021 года в обновленную структуру нацпроекта включен новый федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети». В программу его работ на 2021 год вошли 250 км федеральных трасс.
Срок службы новых и обновленных дорожных участков напрямую зависит от качества проведенных работ. Из-за возрастающих нагрузок на трассы меняются сами принципы их проектирования, а также технологии производства дорожных покрытий. Большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные решения. В 2021 году более 66 % всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий.
Помимо этого, в регионах все чаще стали заключать контракты на принципах жизненного цикла, когда подрядчик не просто проводит ремонт, но и обязуется содержать участок в должном состоянии в течение нескольких последующих лет. Именно поэтому такие контракты для дорожников — мотиватор для выполнения качественного ремонта, который впоследствии не придется переделывать. В 2021 году доля контрактов, заключенных на принципах жизненного цикла, составила 31,2 %.
Безопасность участников дорожного движения — важнейшая составляющая нацпроекта. Так, в 2021 году по нацпроекту установили более 172 тыс. дорожных знаков, свыше 2,5 тыс. светофоров, порядка 1,2 млн погонных метров барьерного ограждения, более 204 тыс. погонных метров пешеходного ограждения и более 848 тыс. погонных метров освещения. Также специалисты нанесли свыше 19 млн погонных метров дорожной разметки.
Что касается Волгоградской области, то на заседании облдумы, проходившем 27 мая текущего года, было озвучено, что в 2021 года нацпроект “Безопасные и качественные дороги” охватил 543 км магистралей в регионе, при этом объем израсходованных средств составил 8,1 млрд рублей.
На оперативном совещании, посвященном состоянию дорог в регионе, губернатор А. И. Бочаров сказал: “В целом в Волгоградской области в этом году дорожными работами всех видов — по строительству, реконструкции и ремонту предстоит охватить порядка 450 км автодорог. Совместно с Министерством транспорта России и Росавтодором идет работа по формированию дополнительных объемов дорожных работ в рамках развития инфраструктуры региона”.
По информации главы областного комитета транспорта и дорожного хозяйства А. Васильева, с 2014 по 2020 гг. общая сумма вложений в дорожно-транспортную сферу превысила 173 млрд рублей. За этими цифрами стоит 3,2 тысячи км дорог — обновлённых, реконструированных и построенных с нуля. В результате в нормативное состояние приведено более 76 % автомагистралей Волгограда, 61 % Волжского и 44 % областных дорог. Например, в прошлом году приведен в полный порядок мостовой переход Волжской ГЭС, построена улица Карбышева в городе-спутнике, стартовало возведение третьего пускового комплекса моста через Волгу и второго этапа улицы Электролесовской в Волгограде. В наступившем дорожном сезоне начнут создавать многоуровневую транспортную развязку на Третьей продольной магистрали и реконструировать улицу Латошинскую.
Без внимания не остался и Старополтавский район. В 2019 году на территории муниципалитета в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировали 10 км трассы «Иловатка — Старая Полтавка — Гмелинка — Палласовка – Николаевск». Весной 2020 года проведен капитальный ремонт девяти километров автодороги “Иловатка — Старая Полтавка – Гмелинка – Палласовка — Николаевск” к с. Новая Квасниковка. На эти цели выделено более 80 млн руб. Завершено долгожданное строительство автомобильной дороги к с. Салтово. Ее возведение прошло в течение 2021 года.
В настоящее время осуществляется капитальный ремонт дороги протяженностью 14 км от Гмелинки до Верхней Водянки. В этом году началось строительство дороги к с. Лятошинка. На 2023 г. запланировано начало работ по укладке дорожного полотна к с. Красный Яр. А вот по дороге к с. Песчанка пока только идет проектирование.
Взаимодействие с населением
Главная идея национального проекта «Безопасные качественные дороги» — повышение качества жизни. А его отличие от всех остальных заключается, прежде всего, в открытости для населения. В течение трех лет реализации жители страны стали полноправными участниками процесса развития дорожной инфраструктуры: у них есть возможность высказывать свои пожелания и замечания, следить за проведением работ в режиме онлайн.
За три года по разным каналам связи (официальный интернет-портал дорожного нацпроекта, социальные сети, «Карта убитых дорог» и т. д.) от жителей регионов поступило порядка 26 тыс. обращений, касающихся реализации национального проекта. И этого говорит о том, что интерес к дорожной теме растет. Люди активнее включаются в обсуждение новых объектов, вносят свои предложения. Многие участки дорог в регионах отремонтированы по просьбам местных жителей.
Также при нацпроекте сформировано целое сообщество лидеров общественного мнения, в котором состоит порядка 500 человек из 84 регионов. Они участвуют в различных мероприятиях на всех этапах реализации нацпроекта: общественных обсуждениях перечня дорожных работ, инспекционных выездах на объекты нацпроекта, приемках готовых объектов. Благодаря тщательному контролю дороги получаются безопасными и высокого качества.

Материал подготовлен в рамках
гранта “Дороги, которые мы выбираем”.
Фото из архива редакции.