Профессию выбирают в школе

Print Friendly, PDF & Email

Каждый из нас когда-то учился в школе. А перед самым её окончанием сталкивался с вопросом: кем быть дальше. Вплоть до XXI века сделать выбор было нетрудно: в основном вчерашние выпускники выбирали те профессии, которые были наиболее распространенными и востребованными – водитель, тракторист, доярка, инженер, агроном, строитель и др. За кого-то решение принимали родители. Были и те, кто уже в средних классах знал о своем предназначении и уверено шел к цели (например, будущие врачи или учителя). Но таковых, конечно, меньшинство.
Сегодня все изменилось. Теперь школьники имеют возможность самостоятельно определять свои интересы, делать осознанный выбор в пользу той или иной профессии, порой даже самой нетривиальной.
Чтобы будущий абитуриент смог сделать выбор осознанно, на помощь к нему приходят качественное образование и профориентационная работа. Они выступают в качестве помощников по развитию определённых способностей, которые были даны от природы (например, физиологические или творческие), помогают навести на истинный путь развития этих способностей с целью дальнейшего успеха.
Сегодня для обеспечения условий получения качественного образования и ведения профориентационной работы среди подростков и молодежи делается немало.
В указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 сформулированы основные цели и задачи, поставленные перед сферой образования и науки на ближайшие пять лет. Ключевыми задачами являются обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировом уровне и вхождение России в пятерку ведущих стран мира по научным исследованиям.
Методы достижения поставленных задач нашли отражение в национальных проектах, реализуемых в сфере образования и науки. Так, начиная с 2019 года в рамках федерального проекта «Современная школа» (национальный проект «Образование») в сельской местности и малых городах России открываются инновационные профильные образовательные центры по естественно-научному, техническому, гуманитарному и цифровому направлению «Точка роста». В первый год реализации в проекте приняли участие 2049 общеобразовательных организаций в 50 субъектах Российской Федерации. А к 2024 году их будет уже 16 тысяч!
Все образовательные центры оснащены новым высокотехнологичным оборудованием: 3D-принтерами, мощными компьютерами, квадракоптерами, очками виртуальной реальности, тренажерами-манекенами и т. п. В результате каждое занятие превращается для ребят в увлекательное приключение. Благодаря новым образовательным технологиям у школьников развивается творческое, логическое и аналитическое мышление. А с помощью «умного» оборудования дети могут реализовать свои инженерные и конструкторские идеи.
Ребята занимаются в лабораториях, создают компьютерные алгоритмы и программируют роботов, осуществляя самые смелые идеи. Причём всё это – в родной школе! Для расширения кругозора и дополнительного развития детей родителям не приходится возить их за несколько десятков, а то и сотен километров.
Кроме того, качественное образование помогает школьникам развиваться в соответствии с требованиями современного общества, предъявляемым к квалифицированным специалистам на рынке труда. За счет обучения детей в школах и центрах «Точка роста» государство сможет решать кадровые проблемы и обеспечивать регионы специалистами.
Отметим, с 2014 года региональные власти большое внимание уделяют подготовке востребованных кадров и развитию системы профориентации. В Волгоградской области ведется системная работа по укреплению качества образования и созданию современных условий обучения. Расширяется сеть “Кванториумов” и “Точек роста”. По поручению губернатора А. И. Бочарова создан и успешно развивается центр одаренных детей “Волна”.
Согласно данным Министерства просвещения Российской Федерации, в Волгоградской области уже функционирует 195 центров «Точка роста», к 2024 году их количество увеличится более чем в два раза: в школах региона в общей сложности будет работать 510 центров. Потенциалом «Точек роста» пользуются свыше 69,6 тыс. школьников разного возраста.
В число программ дополнительного образования для учеников входят «Занимательная технология», «Лего-конструирование», «Школьный квадрокоптер», «Юный шахматист», «Первая медицинская помощь», «Компьютерные технологии», «Игры в Scratch», «Школьный медиацентр» и «Творческая мастерская».
На территории Старополтавского действует 6 кабинетов «Точка роста». Все они — различного профиля: как цифрового и гуманитарного, так и естественно-научного. Охват учеников составляет 1158 детей. Ещё 600 школьников посещают кружки дополнительного образования. Первый центр «Точка роста» был открыт в 2019 году на базе МКОУ «Старополтавская СШ». В 2020 торжественное открытие центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» прошло в МКОУ «Гмелинская СШ имени. В. П. Агаркова» и МКОУ «Иловатская СШ». В 2021 году счастливыми обладателями современных классов стали МКОУ «Валуевская СШ», МКОУ «Новополтавская СШ имени А. Г. Кораблева» и МКОУ «Харьковская СШ».
Теперь в данных школах на уроках информатики, физики, биологии и химии активно используется необходимое оборудование, демонстрационный материал, химические реактивы и лабораторная посуда, влажные препараты и гербарии. Занятия в таких центрах – отличный инструмент для помощи школьникам в получении знаний, определения своих интересов, а в дальнейшем — выбора профессии.
Наш корр.
Материал подготовлен в рамках проекта “Поколение — NEXT”.