Жизнь в свете кинопроектора

Print Friendly, PDF & Email

Многие из вас, уважаемые читатели, относятся к тому поколению, для которого поход в кино был настоящим праздником, а киномеханик – уважаемым человеком, почти чародеем. Ему завидовали и взрослые, и дети: какая хорошая и интересная работа – постоянно смотреть новые фильмы, да ещё и бесплатно.
Было время, когда вслед за кадрами киноплёнки бежали трудовые будни этих людей. В преддверии 50-летнего юбилея кинотеатра «Еруслан», которое будет отмечаться в конце апреля, мы решили встретиться с теми, кто работал в киносети района. Старополтавские киномеханики — хранители голубого экрана — с ностальгией вспоминали те времена, когда залы еле вмещали всех желающих.

По ту сторону
кинопроектора
Виктор Петрович Дроботов уж точно никак и подумать не мог, что свяжет свою жизнь с системой кинопроката. После окончания 7-го класса перед юношей встал вопрос выбора будущей профессии. Тогда старший брат Иван Петрович порекомендовал ему обучиться на киномеханика. И Виктор поехал в соседний Энгельс.
После 9 месяцев учебы, в 1959-м, Виктор вернулся в родные края и начал работать киномехаником в Старополтавском Доме культуры. Но трудиться ему пришлось недолго. В 1960-м В. Дроботов был призван в ряды Советской Армии. Отдав долг Родине, в 1963 году молодой человек вернулся на прежнее место работы.
Были ли сложности? Пожалуй, если хорошенько приглядеться, то они есть в любом деле. Поскольку новые фильмы в первую очередь показывали в больших городах, то кинематографические премьеры доходили до небольших райцентров, маленьких сел и деревень очень и очень не скоро.
К ремонтам и осмотрам прибывших кинолент тогда подходили очень серьезно. Бывало, заклинивало аппарат или неровно склеивали киноленту, что тоже создавало проблему.
“Если происходил сбой в работе аппаратуры, то пленка портилась, рвалась, — вспоминает Виктор Петрович. — Из зрительного зала неодобрительно кричали: «Эй, сапожники!» Но мы особенно не обижались, потому что работа у нас такая — следить за состоянием кинопленки и чинить ее”.
Перед тем как заправить пленку в аппарат, киномеханик должен проверить все ли части фильма на месте, оценить состояние пленки, убедиться, нет ли брака. А еще нужно тщательно синхронизировать звук с изображением и внимательно следить за плёнкой в проекторах, чтобы, как только она закончится в одном, тут же запустить второй, а потом и третий. Весь фильм состоял из трёх бобин киноленты, и нужно было постараться, чтобы зрители не заметили перехода от одной части к другой. Киномеханик должен следить за состоянием кинопроекционной и звуковоспроизводящей аппаратуры. Кроме того, в работе с аппаратом всегда существовал риск травмировать руки о его движущиеся части или обжечься. Регулярный техосмотр аппаратуры, чистка и смазка деталей тоже были на нём. Специфика профессии заставляла киномехаников радоваться своей незаметности, ведь если за целый день никто не вспомнил о тебе, это значит, что все показы прошли без проблем, срывов, поломок и накладок.
Руководителем Дома культуры был Александр Федорович Грищенко, а киномеханиками работали Б. М. Ахтямов, И. П. Дроботов, Н. И. Ахмеров, Золотарев и др.
В Доме культуры было два отдела — культуры и кинофикации. Отдел культуры занимался организацией праздников и концертов, а работники отдела кинофикации несли, как тогда было принято говорить, “кино в массы”.
«Чаще всего показывали индийские фильмы, гоняли их по 2 сеанса. А вот мультфильмов можно сказать не было, — продолжает свой рассказ В. П. Дроботов. — Сначала фильм «крутили» в Доме культуры, а потом на «передвижках» киномеханики отвозили его в другие села нашего района. Помните, были такие известные художники-передвижники, колесившие по городам России и несшие искусство в массы? Вот и наши киномеханики делали что-то подобное — несли киноискусство в самые отдаленные села Старополтавского района — Черебаево, Кожушково, Степанчуки и др. Работа была нетрудной: сиди и крути фильм. Самый первый сеанс — всегда интересный, потому что ты не знаешь содержания фильма, а последующие уже скучно смотреть. Что еще не устраивало — это зарплата, она была маленькой, даже по советским меркам, но работать надо было».

Жизнь ее — кинематограф, черно-белое кино!

Вся трудовая жизнь Людмилы Александровны Муруновой связана с системой кинопроката района. Ее общий трудовой стаж составляет более 30 лет. Родилась Людмила в Иловатском районе в селе Потемкино в послевоенные годы. В семье было 8 детей, а Людмила — самой старшей. Отец работал чабаном в местном колхозе, а мама занималась воспитанием детей и помогала супругу.
“С детства нас приучали к труду, уважению к старшим и взаимопомощи друг другу”, — вспоминает Людмила Александровна.
Как же получилось, что выбор девушки пал на профессию киномеханика? В те не такие уж и далекие времена сельские мальчишки и девчонки любили ходить в кино. Да и билет стоил всего-то 5 копеек! Детские фильмы показывали в школе, а по субботам и воскресеньям были детские сеансы. Случайно Людмила узнала, что можно освоить такое ремесло и показывать кино другим.
Людмила поехала в Саратов, в школу киномехаников. Учеба пролетела очень быстро. Девушка научилась ремонтировать киноаппаратуру, оформлять афиши и многое другое. Кстати, направление на обучение давала Старополтавская дирекция киносети. В 1969-м Л. А. Мурунова вернулась в родные края, и после прохождения практики была направлена в село Салтово. Через год девушку перевели на работу в райцентр, вначале она была мотористом, а затем киномехаником.
«С 1970 года я была киномехаником в Доме культуры. Вместе со мной работали Виктор Коваль и молодой парень по имени Александр. Вы спросите, почему мы работали втроем, ведь проекторов-то — всего два? У них были дизельные моторы, которые стояли отдельно. От моторов провод тянулся к Дому культуры. Вот и получалось: моторист и два киномеханика. Потом, окончив Саратовскую школу киномехаников, приехала Надежда Коваленко, и мы работали вдвоем с ней.
Наша профессия в то время была довольно востребована. Набор на курсы киномехаников проводился каждый год. По разнарядке обучалось 2-3 человека, после обучения они направлялись на работу в села», — продолжает свой рассказ Людмила Александровна.
Как нам рассказала Л. А. Мурунова, ранее на месте кинотеатра «Еруслан» была деревянная церковь, в которой «крутили» кино. Потом ее снесли и начали строительство кинотеатра, примерно, это было в 1969 году. Новый кинотеатр был спроектирован на 400 мест, рассчитывали, что район будет расширяться и увеличиваться, а потому здание нужно большое.
В 1972-м, было торжественное открытие нового здания кинотеатра. Это был большой праздник! А уже на следующий день работников из Дома культуры перевели в кинотеатр — на новое место работы. 30 апреля в новом кинотеатре состоялся первый показ фильма. Хотелось бы отметить, что киномеханики тогда работали только с советскими фильмами, зарубежных фильмов было совсем мало.
«В день обязательно было два взрослых сеанса, среда, суббота и воскресенье — для детей. Основная работа у нас была вечером, но и днем люди тоже приходили посмотреть фильмы. У киномехаников всего один день был выходным. Кинокартины были в основном черно-белыми, но попадались и цветные. Экран в кинотеатре был больше, чем в Доме культуры, потому и людей приходило больше. Согласитесь, что на большом экране фильм смотрится совсем по-другому… Помню, показывали фильм «Табор уходит в небо». Было два сеанса, людей пришло множество. Прибегает Мария Ивановна Четверякова (она была контролером) и кричит: «Людмила, нам двери ломают!» Были закрыты все двери, зал был переполнен, люди стояли даже в коридоре. По правилам, сотрудники кинотеатра не могли пускать людей на киносеанс, если нет мест, — поясняет Людмила Александровна. — В то время особых развлечений не было. Не было видеомагнитофонов, потому люди приходили в кино. Отдел культуры показывал концерты, и зрительный зал никогда пустым не был.

Наш корр.