Задачи те же: работать для людей!

Print Friendly, PDF & Email

Этот номер вы, уважаемые читатели, получите в преддверии юбилея, который «районка» будет отмечать на следующей неделе. Талант и самоотверженный труд многих поколений газетчиков помог прошагать эту дорогу времени достойно, с уверенностью и оптимизмом глядя в будущее. Долгие годы наша районная газета печаталась в местной типографии. Коллективы редакции и типографии работали как единый слаженный механизм. И сегодня о газете, о ее непростом пути к читателю расскажут люди, которые не понаслышке знают об этом.

От наборщицы
до бригадира типографии
Линотиписты, наборщики ручного набора, верстальщики, печатники… Еще не так давно без людей этих профессий не мог выйти ни один номер газеты, и в штатном расписании “районки” и типографии они занимали ведущее положение. Сегодня эти профессии стали достоянием истории.
Накануне юбилея корреспонденты редакции пообщались с сотрудниками, трудовая жизнь которых была связана с “Ударником”.
Первым человеком, с которым мы встретились, стала Валентина Ивановна Жемелева, проработавшая в типографии 17 лет. Она прошла путь от простой наборщицы до бригадира типографии.

Валентина Ивановна признается, что даже не имела представления о такой профессии, как наборщик. А как же все вышло-то? После окончания школы молодая 17-летняя девушка осталась не у дел. “И тут случайно мама услышала, что в редакцию требуются наборщики и печатники. Жили мы через улицу, и мама решила устроить меня на работу. Начинала ученицей, а обучала меня всем тонкостям работы наборщика Надежда Александровна Надворная”, — вспоминает В.И. Жемелева.
Что входило в обязанности наборщика? — спросите вы. Эти сотрудники типографии занимались ручным набором текста, составляя строки из отдельных литер вручную или при помощи наборных машин. Валентине работа понравилась. А что может быть лучше, когда получаешь удовольствие от своего труда!
В «Ударнике», где пришлось работать девушке, была собственная небольшая типография с двумя линотипами, двумя печатными и строкоотливной машинами и цехом ручного набора. Трудились там в основном женщины.
Надо сказать, что во всех типографских цехах было жарко и в прямом, и в переносном смысле. Особенно в линотипном, где набирались в металле газетные тексты. Линотипы стрекотали без устали, как мощный металлический оркестр. Они были спутниками районных газетчиков на протяжении многих десятков лет. Их любили, когда они работали безотказно, и ненавидели за долгие вечерние бдения над выпуском очередного номера, когда старенькая техника барахлила. Но обойтись без них не могли, как и без людей, которые работали на них и вокруг них.
Официально линотипистов называли наборщиками строкоотливных машин, но им приходилось не только набирать тексты. Утро линотипистов начиналось… со спирта или бензина, с помощью которых они готовили машину к работе, чистили ее. Потом линотип включали для нагрева. Сзади линотипа во время его работы находился раскаленный котел, на который вешалась на крючок увесистая, в полметра длиной чушка из сплава олова, свинца и сурьмы. Расплавлялся сплав до 400 градусов. Жар от него шел как от раскаленной печи и приходилось удивляться, как линотиписты выдерживают такую температуру весь день. Особенно тяжело приходилось летом. Кондиционеров тогда не было, а вентиляция была самая примитивная.
А ещё производство газеты относили к разряду вредных. Пары свинца, красок, постоянный грохот огромных машин – всё это не лучшим образом сказывалось на здоровье. Те, кто трудился в линотипном и наборном цехах, из-за постоянного взаимодействиями с испарениями тяжёлых металлов на пенсию выходили раньше своих сверстников, занятых в других профессиях.
Сверстать газету «в металле» было целым искусством, и доверяли это дело самым опытным наборщикам ручного набора.
С французского языка слово метранпаж (верстальщик) переводится как «тот, кто укладывает в страницы». В редакции газеты «Ударник» эту профессию освоили Анна Ивановна Чернышова, Антонина Степановна Шамшина, Татьяна Николаевна Кадыкова. Наборщиком строкоотливной машины (линотипа) был Александр Кириллович Чулков.
По макету, который предоставляла редакция, надо было уложить не только тексты, но и подобрать к ним заголовочные шрифты, линейки, отбивки, установить правильно клише. Особой внимательности требовала правка полос в металле, для этого строки надо было прочитывать в зеркальном изображении. Если выправленная строка ставилась не туда, а дежурный по номеру это не замечал, случались грубые ошибки и, как следствие, мог сорваться выпуск газеты.
Анатолий Иванович Богатырев поступил работать в редакцию заведующим отделом писем, а в конце 60-х — начале 70-х был редактором газеты. Будучи начальником, он старался создать атмосферу уюта на рабочем месте – купил дорожки, поставил трельяж, ведь коллектив почти весь был женским, а красивой нужно быть всегда, даже на рабочем месте. Отметим, что А. И. Богатырев — автор нескольких книг, одну из них «К берегам Золотого озера» мы публиковали на страницах «районки» в 2019 году. Редакция и сегодня поддерживает связь с А.И. Богатыревым. В настоящее время он проживает в городе Астрахани.
В 1969 году Валентину Ивановну перевели верстальщиком газеты. На тот момент редактором был Анатолий Иванович, он формировал макет газеты и помогал Валентине — делали вместе верстку газеты в 4 полосы.
Тираж районной газеты «Ударник» тогда был немалым, выходила она три раза в неделю. Мы заглянули в наш архив и обнаружили, что в 1967 году, на момент прихода Валентины Ивановны в типографию, тираж газеты составлял около 4 тысяч экземпляров, для сравнения: в 1976–м – более 5 тысяч.
«Работа была тяжелая. Нам приходилось работать со свинцом, с краской. Мы постоянно дышали этими испарениями. Строки, которые набирались, на второй день отправлялись в котел и все это заново плавилось. Весь угарный газ со всеми тяжелыми металлами были в воздухе, а вытяжки не было. Зимой было холодно, мы работали в верхней одежде, в халатах, валенках, а летом наоборот — очень жарко, — рассказывает В. А. Жемелева.
Макет формировали, делали оттиск. Затем приходил корректор, читал, исправлял ошибки, а линотипист заново отливал все в быстрые сроки. Это занимало 3-4 часа. В свою очередь печатники начинали работу уже после подписи главного редактора: «В печать».
“Печатники долго на своем месте не задерживались, буквально 2-3 месяца — и увольнялись. И было оправдание такой текучке: тяжелые условия труда, а еще то, что приходилось работать по ночам. Газету в основном подписывали поздно: в час, а то и в два ночи, а печатали ее, как минимум, 3 часа. Оно и понятно, все молодыми были, хотелось отдохнуть, на танцы сходить. В газете «Ударник» печатниками работали: Александр Анатольевич Козачухненко, Александр Геннадьевич Стукалов, Михаил Каярчакович Жемелев, Зинаида Семеновна Помазунова. Долгое время работал водителем Анатолий Федорович Козачухненко. Корректорами были Надежда Степановна Чернобай, Людмила Петровна Бусыга.
И конечно, какая же редакция без корреспондентов, которые писали о передовиках производства, бывали на пленумах и съездах партии. Корреспондентами были Людмила Москаленко, Иван Алексеевич Конюхов, Владимир Павлович Кадыков, Наталья Николаевна Козачухненко, а главными редакторами М.Т. Поляков, А.И. Богатырев, А.В. Зайченко, П.А. Лобков, С.К. Файзулин и В.А. Филиппов, — перечисляет Валентина Ивановна. — Была еще одна интересная профессия – фотокорреспондент, им работал В. Степанов. Раньше фотокорреспондент – это не просто сотрудник, который делал фото, он также занимался обработкой фотографий и их дальнейшим выводом”.

Более подробно читайте в газете.