Хорошая речь – слаще меда!

Print Friendly, PDF & Email

Говорить чисто и правильно – это насущная необходимость в современном мире. Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто не обращал внимания на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.
Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы годам к пяти проходят сами. Остальным приходится обращаться к услугам специалистов. Когда у человека дефект речи, т. е. он неправильно произносит звуки, то это может стать серьезной предпосылкой для формирования комплекса неполноценности. Человек – существо социальное, а общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Много счастливых и общительных людей, которые окружают нас, могли бы быть стеснительными, если бы их вовремя не отвели к логопеду.
Логопеды делают большую работу, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи, не имеют возможности устроиться на престижную работу.
В Старополтавском районе есть люди, задачей которых является научить правильно произносить звуки. В МБОУ «Старополтавская СШ» логопедом работает А.Е. Мухутдинова, а в МБДОУ «Солнышко» — Ж.И. Речкина. Наш корреспондент встретился с ними и узнал, в чем заключается их работа.
Анастасия Евгеньевна Мухутдинова родилась 22 мая 1993 года, родом она из села Новый Тихонов. Настя училась в местной школе, а в 2008-м семья переехала в Старую Полтавку. Анастасия окончательное образование получила в Старополтавской школе. После получения аттестата пришло время поступления в вуз. Анастасия выбрала факультет социально коррекционной педагогики и логопедии Волгоградского социально-педагогического университета. Изначально ей хотелось стать учителем начальных классов, но на этом факультете была очень большая конкуренция, поэтому выбор пал на логопедию. Профессия логопеда сейчас популярна и востребована. И этому есть свои причины, ведь, к сожалению, в настоящее время детей с нарушениями речи стало больше.
Время обучения в вузе шло быстро. Как и в любом учебном заведении у студентов есть учебная практика, которую А. Мухутдинова проходила в Старой Полтавке и в Волгограде. После окончания вуза, в 2015 году, А.Е. Мухутдинова вернулась в родное село и стала работать в МБОУ «Старополтавская СШ».
«Первый год, когда я только начала работать, мне было сложно. Не все понимали, для чего нужен логопед, родители не выполняли с детьми домашних заданий. Сложность связана еще и с тем, что без помощи родителей специалист не сможет что-либо сделать. Как правило, процесс постановки звука делится на три этапа: непосредственно сама постановка звука, этим занимается логопед, а вот автоматизация и дифференциация (чтобы ребенок не путал звуки) – это уже задача родителей. Невозможно при продолжительности занятий по 20 минут два раза в неделю исправить речь, обязательно нужно с детьми заниматься дома. А родители не понимают, к чему это все может привести: ринолалия или гнусавость, дизартрия (нарушение произносительной стороны речи) и многое другое. Это такие сложные нарушения, которые в дальнейшем скажутся на чтении и письме. К примеру, дислексией, которая проявляется специфическим расстройством чтения, дисграфией – неспособностью или сложностью овладения письмом при нормальном развитии интеллекта”, — рассказала Анастасия Евгеньевна.
Жанара Исеновна Речкина родилась 18 мая 1981 года в городе Николаевске. После окончания девятого класса она поступила в Дубовский педагогический колледж на учителя начальных классов, а в 2000-м — в Волгоградский государственный педагогический университет на факультет логопедии.
На мой вопрос, почему выбрала эту профессию, Жанара Исеновна ответила, что понравилась это направление, да и в то время эта специальность не была такой востребованной. В 2008 году Жанару приняли на работу логопедом в МБДОУ «Солнышко».
«Работа заключается в оказании коррекционной помощи детям с нарушением речи. Сейчас очень много детей с нарушениями психо-речевого развития. С каждым годом их количество увеличивается. Если раньше таких детей не было вообще, то с 2015–2016 появился один ребенок, а с 2016-го по 2017-й уже 6-7 человек. И это только дети с медицинскими заключениями, а сколько без них? Даже без заключения мы знаем, у кого из детей есть проблемы, поэтому рекомендуем родителям обратиться к дефектологу, психологу. Ведь уже в два с половиной года понятно, что у ребенка есть проблемы с речью. И если запустить этот процесс, то такие дети, когда они придут в школу, будут переведены на индивидуальное обучение. Печально, что детей с проблемами речи становится с каждым разом больше. Что влияет? Тут много причин: может, генетическая предрасположенность, экология… Сложно сказать… Часто родители обращают внимание на речевые проблемы детей только перед школой. Но есть родители, которые постоянно приходят за советом, спрашивают, делают домашние задания, у таких детей нарушения удается исправить за 2-3 месяца”, — поделилась Ж.И. Речкина.
В Старополтавском детском саду «Солнышко» каждый год проводится диагностика детей старшей и подготовительной групп. Родители всегда могут получить консультацию специалиста. Но желающих почему-то не так уж и много. На родительских собраниях педагоги говорят, какому ребенку нужны занятия с логопедом. Помимо этого, к логопеду в МБДОУ «Солнышко» приезжают родители с детьми из разных сел нашего района (из Гмелинки, Новой Полтавки и др.). Также занятия проводятся с детьми-инвалидами.С детьми этой категории работа ведется на протяжении 2-3 лет.
Да, на первый взгляд работа логопеда не кажется сложной. Но уверена, если вы попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, то ваше отношение к профессии сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизма образования голоса, психологии и патофизиологии. Надо отметить, что в работе логопеда важна еще и «бумажная составляющая». Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое другое.
И получается, что работа логопеда — каторжный труд. Ведь это не только групповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки домашних заданий родителями, которые, к сожалению, не всегда выполняются.
Пожелаем специалистам-логопедам большого терпения и успехов, неожиданных поводов для ежедневного удивления и восхищения. А наградой за ваш труд пусть станут счастливые лица маленьких, неугомонных и непоседливых воспитанников и благодарность их родителей.
В. ПЕТРОВА,
наш корр.
Фото автора.