Шесть десятилетий вместе как один неповторимый день!

Print Friendly, PDF & Email

Что наша жизнь? Ответ может быть очень разным! Кто-то строит города, возводит небоскребы, постигает моря-океаны, что-то исследует, нянчит детей – и так до бесконечности! Возможности бескрайние, фантазии безграничные – каждый изощряется по-своему. А делаем ли мы что-то друг для друга или во имя чего-то? Чаще всего мы не думаем об этом, а зря…

Первого числа последнего весеннего месяца перестало биться сердце настоящего патриота отчей земли, Педагога, верного друга и заботливого семьянина, почетного гражданина Старополтавского района Алексея Васильевича Бондаренко. Человека, который своим умением показывал, как по-настоящему жить и работать, ценить внимание близких и окружающих, гордиться своей семьей и любить каждый новый день… Каким он был дома, с чего началась его общественная жизнь и было ли что-то заветное и сокровенное у него на душе? Получится ли в статье охватить всю творческую и семейную жизнь Алексея Васильевича? Наперед знаю ответ: нет! Человек, поражающий своей деятельной активностью, оставил только положительные воспоминания и впечатления о себе. Хочется окунуться и раствориться в «бондаренковской» атмосфере, чтобы хоть немного приблизиться к его мысли… Но как?
Людмила Васильевна Бондаренко (вдова Алексея Васильевича) приветливо встретила меня на пороге своего дома и пригласила провести беседу в уютной библиотеке – то место, которое питало её мужа побуждением к жизни. Эта комната оказалась особенной, в ней «жили» авторы мировой литературы разных эпох. Одной только энциклопедии насчитывает этот книжный приют двести томов! Скажу честно, такой домашней библиотеки я не видела никогда! Это своеобразное завораживающее чувство, когда находишься в центре великих отечественных и зарубежных умов. Даже воздух в библиотеке пропитан временем и событиями, кажется тонким и чересчур прозрачным. Вот где, оказывается, думал и работал над собой учитель истории! Очень сильная атмосфера в этом «энергоблоке». Мои размышления прервал тихий голос хозяйки дома: «Я бесконечно поражалась памяти моего покойного мужа: он знал столько исторических дат и событий, «прилипших» к ним! И дело даже не в череде красных цифр, а в его желании знать историю нашей страны, впрочем, не только нашей…
Алексей Васильевич родился в 1938 году, в Новой Полтавке. Я же родом из самого Сталинграда, ровесница мужа. В 1955 году окончила кооперативный техникум в родном городе и «Райпотребсоюз» направил сюда, в Старополтавский район. Раньше был трехлетний договор по отработке по месту назначения. Тогда ваша Полтавка показалась серой и тоскливой. Единственным развлечением были самодеятельные концерты по вечерам в клубе, там и познакомилась со своим Лёшей. Дело близилось к его восемнадцатилетию, и он очень хотел, чтобы в родной стороне его ждали не только родители… Помню, во время нашего знакомства он внимательно посмотрел на меня и неожиданно произнес: «Ты будешь моей женой». И что? Так и случилось: полтора года повстречавшись, мы сыграли свадьбу первого мая 1957 года. А первого мая этого года супруг скончался… Ровно 61 год вместе, одним дыханием и прожили. В тот же год ушел Лёша в армию, служил в Куйбышевской области три года в радиолокационных войсках. В 1958 году родился у нас первенец Вячеслав, позже, в 1961 году, появилась папина любимица Ирина. В то время с работой было полегче и приветствовались активные и положительные желающие трудиться. Ведь до армии, после «десятилетки», Леша работал музыкантом в школе Старой Полтавки. Вот и после демобилизации раздумывать не стал – пошел в школу. Где-то в семидесятых годах устроился учителем истории, заочно получил диплом Волгоградского пединститута. Я трудилась в тогдашней кооперации, вместе воспитывали детишек. Знаете, в советское время все друг другу были родными, помогали, дружили семьями. Удивляюсь порой: как всё успевали? Работа работой, праздник праздником – всё по-людски и по-доброму. Проводили различные мероприятия, соревнования, занимались художественной самодеятельностью. Бесхитростно, без зависти, радуясь за каждого…
Надо сказать, что работе мы отдавали многое, жили ею, что ли. Все время стремились быть нужными и полезными, а как же ещё? Добавлю, что своему супругу я никогда не мешала трудиться дома, то есть, он сидел за книгами столько, сколько считал нужным. Кажется, мнение многих такое: если живешь в сельской местности, то и земля только твоя кормилица. Надо сажать огород, разводить домашнее хозяйство и прочее. Мы оба так не считали. Алексей Васильевич до мозга костей интеллигент. И всё тут. Хотя и подворье у нас имелось, но идейными животноводами мы не были. И ещё: слушать супруга было крайне интересно, он «видел» своего слушателя и чувствовал потребность в себе. Сельские клубы приглашали Лёшу, где он выступал, рассказывая об общественной деятельности района, о его истории. Так муж стал лектором-международником, вместе с Виктором Петровичем Агарковым выступали с речами перед народом.
Нравилось нам заниматься образованием своих детей, но навязчивости никакой не было. Так сказать, по обоюдному согласию и выучили детвору. Больше полвека Алексей Васильевич отработал в школе, был доброжелателем и верным товарищем шести выпускам старополтавской школы. Любил он свою работу, в крови она у него была. Без всякого зазрения могу утверждать, что Алексей Васильевич – педагог с большой буквы! Наша дочь Ирина – единомышленница отца, наверно, и мысли его копирует. Как и родитель, закончила пединститут Волгограда, физико-математический факультет. Сын Вячеслав – Высшую следственную школу. Подарили нам с Лёшей внучек: Анастасию, Екатерину, Наталью, которым мы благодарны за правнуков! Любили собираться вместе за большим столом, во главе которого усаживался супруг и начинал какую-нибудь историю, но обязательно прежде не рассказанную! Ну, а уж внучкам, потом и правнукам, нравились повествования деда и прадеда! Истории невозвратных лет были волшебными!
Почему мы с вами сейчас в библиотеке? Наше семейное мнение свелось к тому, что в книгах мы находим душу! Вот так!»
Да, светлый человек покинул этот мир, но в сердцах его близких, коллег, друзей и товарищей он навечно! Человек без агрессии, без упрека на жизнь – пусть будет примером многим! Останется в памяти и его привычная жизнерадостная фраза в телефонную трубку на требующий ответа звонок: «Вот он, я!»
Материал взят из архива газеты Д.Мектепова