Обучение на дружелюбной ноте

Print Friendly, PDF & Email

Знание иностранных языков ценилось во все времена. Еще в XVIII-XIX веках дворяне свободно владели французским, немецким, английским языками. Умение свободно изъяснятся хотя бы на одном из них считалось нормой. В современном мире владение иностранным языком становится необходимость. «Изучаем языки на протяжении всей жизни» — такой девиз провозглашен ЮНЕСКО в XXI веке.
Предлагаем вам, уважаемые читатели, посмотреть на процесс изучения иностранного языка глазами преподавателя. Наш корреспондент побеседовал с Ольгой Михайловной Бредихиной, руководителем РМО иностранных языков Старополтавского района, учителем немецкого языка МКОУ «Иловатская СШ».
Опыт и профессионализм нашей интервьюируемой позволяют отвечать на все мои вопросы со знанием дела, а предметом нашего разговора стали призвание учителя, трудности преподавания немецкого языка и многое другое.

— Ольга Михайловна, как вы пришли в профессию, почему выбрали именно иностранный язык?
— В профессию я пришла по желанию, а вот иностранный язык выбрала, можно сказать, случайно. В Волгоградский педагогический колледж я поступила на отделение, готовящее учителей начальных классов, а когда пришло время выбирать вторую специальность, получилось так, что у меня не было какого-либо приоритета. Мне нравилась математика, но в приемной комиссии предложили в качестве дополнительного направления иностранный язык. По этому предмету в школе у меня были хорошие оценки, и я решила испытать себя. Искренне благодарна своему школьному учителю иностранного языка М. А. Удодовой. Мне нравилась ее методика преподавания и работы с детьми. Ту базу, с которой я пошла в колледж, а в последствии и в университет, заложила именно она. Она очень хорошо отрабатывала грамматику. А сейчас это ключевой момент в моей работе. В дипломе у меня записано: «учитель начальных классов с правом преподавания иностранных языков до 9-го класса».
После окончания колледжа начала работать учителем немецкого языка в Иловатской средней школе. Работу совмещала с заочным обучением в Пятигорском государственном лингвистическом университете по специальности «Лингвист — преподаватель немецкого языка». Учиться было непросто, потому что общение шло на иностранном языке, много было предметов, связанных с дисциплинами лингвистического цикла. У нас, студентов, была хорошая языковая практика, а преподаватели являлись носителями языка, что, несомненно, большой плюс.
— Почему выбрали именно Пятигорский государственный лингвистический университет?
— Я хотела и работать, и заочно обучаться, поэтому выбрала вуз, который находился ближе к дому. Важную роль сыграли многочисленные хорошие отзывы.
— Как началась ваша трудовая деятельность?
— В 1998-м я пришла на работу в Иловатскую среднюю школу. В этом году исполнилось 25 лет, как я учу немецкому языку учащихся. Это единственная запись в моей трудовой книге. Начинала работу воспитателем группы продленного дня, преподавала русский язык, а уже через год начала вести иностранный язык в старших классах.
— Что вам больше всего нравится в профессии учителя?
— Нравится работа с детьми, нравится видеть глаза детей, которые ждут какой-то помощи. От детей исходит искренность и любовь к жизни.
— Как вы думаете, нужно ли изучать иностранные языки в школе, что они могут дать ребенку?
— Конечно, нужно! Прежде всего, у учеников развивается коммуникабельность, гибкость ума, внимание, сосредоточенность, так как нужно не только услышать, но и воспринять информацию, понимать, о чем говорит человек. Это тренировка головного мозга.
— С чего начинается ваш день в классе?
— Мы обязательно приветствуем друг друга, говорим фразы на немецком языке. Большую часть урока общение между мной и учениками идет на иностранном языке. При этом я стараюсь, чтобы видов деятельности было много: чтение, пересказ, письмо, слушание и пр. Мы даже поем на уроках!
— На ваш взгляд, что сложнее всего дается при изучении иностранного языка?
— Конечно, грамматика! Мне очень нравится грамматика немецкого языка, стараюсь эти знания передать детям, чтобы они ее понимали. На мой взгляд, грамматика немецкого языка сложнее, чем, например, в английском. Чтение в немецком легче, там нет таких сложных транскрипций, как в английском. Нужно выучить группу дифтонгов и словосочетаний и все, чтение будет без каких-либо проблем. Но при этом в грамматике немецкого больше времен, падежей, предлогов, это вызывает сложности при обучении.
— На ваш взгляд, нравится ли детям изучать немецкий язык?
— Начиная с младшего звена и до 8-го класса, дети с удовольствием занимаются. Чем старше становятся школьники, тем сложнее с ними заниматься, увеличивается лексический запас слов, в программе появляются сложные темы, которые труднее воспринимать. Судите сами: в младших классах мы говорим о школе, семье, отдыхе, а в старших классах — об экологии, школьной системе и др. Согласитесь, это сложнее дается.
— Есть ли у вас секреты преподавания иностранного языка?
— Прежде всего, на уроке должна быть мирная и позитивная обстановка, всегда должны присутствовать положительные эмоции. Уверена, что учитель несмотря на то, что происходит у него дома, для детей должен быть всегда открыт, быть в хорошем настроении, иметь приятный голос, общение должно проходить на дружелюбной ноте.
— Как вы думаете, почему одним людям и родной-то язык дается с трудом, а другие с легкостью воспринимают сразу несколько? Это результат усиленного труда или достаточно генетической предрасположенности?
— Мне кажется, что должно быть желание, усидчивость и, прежде всего, любовь ребенка как к своему языку, так и к иностранному. Генетически – да, это тоже должно быть у ребенка заложено где-то. Мы рождаемся, имея задатки к чему-либо, просто их нужно развивать. Чем раньше мы начнем ребенка развивать, тем лучше будет результат. Наверное поэтому, изучение иностранного языка начинается в начальной школе. Мы, учителя, видим, как ребенок себя проявляет в процессе изучения иностранного языка, есть ли у него склонность к языкам или они даются ему с трудом.
— Есть ли такие учащиеся, которым легко дается изучение иностранного языка?
— Да, такие дети есть. Но я заметила по нашей школе, что количество таких детей уменьшается. Сложно сказать, с чем это связано. Могу предположить, что одной из причин является то, что дети сейчас очень много времени проводят в гаджетах. Но в каждом классе есть 2-3 ребенка, которым легко дается язык, но не всегда хватает усидчивости, ведь изучение иностранного языка заключается в постоянном познании, тренировке внимания, речи, слуха, зрительной и слуховой памяти.
— Ольга Михайловна, принимаете ли вы участие в каких-либо образовательных форумах, повышаете ли свое мастерство преподавания?
— Безусловно, я являюсь руководителем районного методического объединения учителей иностранных языков. В течение года я принимаю участие в разных мероприятиях и как преподаватель, и совместно с детьми. Мы участвуем в районных и областных соревнованиях, выходим на всероссийский уровень. Да, участие с детьми – это всегда трудно: сложно куда-то выехать, поэтому чаще выбираем те, которые предполагают режим онлайн. Мы стараемся, пытаемся – это главное. Как учитель я постоянно занимаюсь самосовершенствованием и самообразованием. В интернете нахожу интересные сообщества, которые помогают мне узнать что-то новое, раскрыть потенциал.
— Есть ли успехи от участия в таких мероприятиях?
— Да, успехи есть. В прошлом году мои ученики получили грамоты. Они принимали участие в конкурсе стихотворений, в конкурсе презентаций на иностранном языке, в квестах, викторинах. За последние 4 года у детей хорошие результаты. И я тоже получала грамоты.
— Не хотели бы изучить еще один язык?
— Желание есть, но понимаю, что при такой загруженности найти время для изучения будет сложно. В свое время я начинала изучать английский язык. У меня есть основа, небольшая база, но до конца изучение, можно сказать, не завершила. Некоторые моменты я понимаю. Это конечно минус, человеку нужно знать больше иностранных языков, тем более что возможность посещения других стран сейчас есть.
— В заключение беседы ваши пожелания родителям и ребятам.
— Мне бы хотелось, чтобы взрослые к детям относились с любовью, доверием, добротой. Дети, которые растут в такой атмосфере, готовы поделиться этим с другим. Ребенок должен расти в заботе и положительных эмоциях, а родители — первые помощники для своего ребенка, готовые его направить, поддержать, помочь.
— Благодарю вас, Ольга Михайловна за интересную и содержательную беседу!

Наш корр.