Солдат Великой Победы

Print Friendly, PDF & Email

«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой» — эти строки из песни к  фильму «Офицеры» помнит, наверное, каждый из нас. Великая Отечественная коснулась всех, ворвалась в каждую семью. Не миновала она  далекие заволжские села, расположенные за сотни километров от передовой. Сегодняшний наш рассказ – об Ильясе Карсакове, воине-гвардейце, прошедшем путь от Сталинграда до Берлина.

 

Родился Ильяс в  1906 году в ауле Шунгай Внутренней Киргизской орды Астраханской губернии (территория нынешней Западно-Казахстанской области Республики Казахстан) в семье Карсака Нургалиева и Сагиды Джуминовой.  Казах по национальности, фамилию он получил по имени отца. Кроме Ильяса,  у супругов было еще четверо детей – два сына  и две дочери. Мальчик получил начальное (низшее, как тогда было принято говорить) образование.

В РККА юноша был призван 4 января 1934 года, служил по 17 июля 1940 года. Ильяс был участником боев на Халхин-Голе, воевал в  советско-финской кампании 1939-1940 годов. Так что  боевой опыт у него имелся.

Великая Отечественная застала его в родной Гмелинке. Он работал путейцем на станции Гмелинская,  как работник транспорта имел бронь. Но неспокойно было на сердце у мужчины. Да и как можно быть спокойным, когда чуть ли не ежедневно на фронт забрали знакомых, родных, соседей, когда все чаще стали приходить  похоронки. Совесть не позволяла ему оставаться в стороне, не так он был воспитан.

В 1942 году, когда  враг подступал к стенам Сталинграда,   Ильяс все-таки добился, чтобы бронь сняли. Вместе с другими новобранцами он  стоял у военкомата с тощим мешком за спиной, в котором лежали  нехитрые пожитки. И не знал тогда казах из далекого Заволжья, что впереди у него — три года войны, путь от стен Сталинграда  через пол-Европы до самого вражеского логова – до Берлина.

Он не ходил с винтовкой в атаку, не стрелял из пулемета, Ильяс был водителем автомобиля ГАЗ, известного в народе как «полуторка», этой нехитрой рабочей «лошадки» войны. Жизнь его часто висела на волоске, ибо нередко приходилось прорываться на передовую с боеприпасами в кузове под артиллерийским и минометным обстрелом выжимая из машины всё, на что она была способна. Он проехал по фронтовым дорогам тысячи километров,  бывал под обстрелами и бомбёжками, без конца чинил и латал свою «ласточку», чтобы она оставалась на ходу и помогала разгрому врага.

…С передовой то просят, то требуют, то умоляют быстрее доставить боеприпасы, а тут гитлеровцы такой огневой заслон поставили на дороге, что не проскочить. «Вперёд, вперёд!» — мысленно повторял солдат команду командира, вращая руль то вправо, то влево.

«Надо делать более крутые зигзаги, чтобы не попасть в «вилку», — решил Ильяс. Объезжая воронки, он до отказа крутил то вправо, то влево. Машина, груженная боеприпасами, послушно выполняла маневры. Кругом вздымались фонтаны земли, комья били по бортам, лобовому стеклу.

«Только бы в кузов гады не попали», — молил Бога солдат. Иногда машину подбрасывало, вот передним колесом залетел в воронку. Но полуторка, милая и надежная, выручила, не остановилась, сумела проскочить!

Пока разгружали ящики с боеприпасами, Карсаков осмотрел машину: в дверях кабины, бортах кузова —  несколько пробоин от осколков. К счастью, водителя они не задели.

А потом он забирал раненых, чтобы  отвезти их в медсанбат. И пока тяжелораненых грузили в кузов, застеленный соломой, легкораненые с повязками на голове, руках, помогая друг другу, залезали сами. Стало темнеть, видимость ухудшилась, интенсивность стрельбы снизилась, но появилась новая опасность. Фары включать нельзя, ибо станешь хорошей мишенью на пристрелянной местности, а в темноте можно и в глубокую воронку влететь, погубить раненых. Но, соблюдая все меры предосторожности, водитель Карсаков успешно завершил рейс!

Иногда Ильясу, как и другим водителям, приходилось сутками не вылезать из машины, так как стрелковым полкам в большом количестве требовались снаряды и боеприпасы. Не зная отдыха ни днём, ни ночью,  они прорывались на передовую под обстрелом и бомбежками. Вот такая она – жизнь фронтового шофера, вот такая непростая  «путь-дорожка фронтовая».

Но, наверное, лучше всего о боевом пути нашего земляка расскажут документы, которые мы нашли на сайте «Подвиг народа».

«Карсаков Ильяс, шофер ППГ № 4187, с августа 1942 г. и по февраль 1943 г. эвакуировал раненых с поля боя в ППГ № 4187… Наградить медалью «За оборону Сталинграда» (приказ от 18 августа 1943 г. № 2/11).  И следующий документ – выписка из приказа от 18 ноября 1944 г: «Шофера взвода управления КАД-74 гвардейской стрелковой дивизии рядового Карсакова Ильяса, 1906 года рождения,  кандидата в члены ВКП (б), в Отечественной войне – с  октября 1942 г. наградить медалью «За отвагу» за то, что на западном берегу реки Висла в боях за расширение плацдарма проявил себя смелым решительным и отважным бойцом, отлично знающим свое дело, при всех боевых обстоятельствах без задержки выполнял возложенные на него боевые задачи.

… Под сильным артиллерийским огнем противника, смело и умело маневрируя машиной, быстро доставил на НП командующего артиллерией дивизией телефонный кабель, чем способствовал выводу машины из-под обстрела артиллерией противника и своевременно доставить связь». Подписано командующим артиллерией 74-й гвардейской  стрелковой Нижнеднепровской ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени дивизии гвардии полковником Губаревым.

И еще один документ — наградной лист: «Ильяс Карсаков, гвардии рядовой, шофер взвода управления командующего артиллерией 74-й гвардейской стрелковой дивизией, 1906 года рождения. Призван Гмелинским РВК Сталинградской области. Воевал с 25.10.1942. по 2.02.1943 г. – на Сталинградском фронте, с 16.07. по 7.06. 1944 г. – на  3-м Украинском фронте, с   13.07.1944. – на 1-м Белорусском фронте.  Ранее награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За отвагу».

Краткое описание военного подвига: «Тов. Карсаков в боях с немецкими захватчиками проявил мужество, находчивость и отвагу. 27.04.1945 г. тов. Карсаков вез офицера связи с боевым донесением в штаб корпуса. По дороге их обстреляли 3 автоматчика противника. Умело маневрируя своей автомашиной, тов. Карсаков вывел ее из-под обстрела, а затем вступил с ними в бой. Двух гитлеровцев уничтожил, а одного пленил. Пакет в штаб корпуса был доставлен вовремя. Достоин правительственной награды — ордена Отечественной войны 2-й степени». Наградной лист подписан гвардии капитаном Мерзлиным.

Но в приказе от 22 мая 1945 г. № 86/н мы читаем: «…гвардии рядового Карсакова Ильяса, шофера взвода управления командующего артиллерией дивизии, наградить орденом Красной Звезды…»

Орден Отечественной войны по рангу выше Красной звезды. Что же получается, что отцы-командиры «пожалели» награды для нашего земляка? Не будем судить о справедливости их решения, достаточно вспомнить, что практика «просить награду» с «запросом» была весьма распространенной, т. е. представляли всегда к более высокой награде, а там уж как командование решит.

Победу Ильяс встретил в Берлине. Его дочь Райхан Ильясовна, вспоминала, что до сих пор в их семье  бережно хранится фотография отца, на которой  указана дата, когда  сделан снимок:  2 мая 1945 г.

— Дома у нас хранилась красноармейская книжка. С большим интересом я рассматривала эту старую, потертую книжку красноармейца, где каждая страница рассказывает о боевом пути моего отца, — рассказывает Райхан Ильясовна. — Во время боевых действий отец попал во фронтовую кинохронику, которую видели односельчане и моя мама.   У отца —  боевой орден и медали. Особо он дорожил медалью «За оборону Сталинграда!», ведь это первая его боевая награда.  Так получилось, что в Берлине отец встретился со своим младшим братом Байсуватом (его чаще называли Василием). Как оказалось, их части находились рядом. Они письма друг другу писали, и по номеру воинской части отец разузнал, где находится брат.   Вот такая получилась встреча братьев за тысячи километров от родного дома.

— Он был большим патриотом! – с гордостью говорит она.

После войны Ильяс Карсаков жил в с. Цветочное, работал водителем в совхозе «Гмелинский», был гуртоправом. Вместе с женой Айслу растил детей — двоих сыновей – Амангельды и Ельтая — и двух дочерей — Рахиму и Райхан.

— Отец был очень трудолюбивым. Он все время работал, — отмечает Райхан Ильясовна, дочь героя статьи.

Умер гвардеец в 1955 году в возрасте 49 лет, сказались последствия двух фронтовых ранений.  Все искусство врачей оказалось бессильно. Похоронен И. Карсаков в г. Волгограде.  По большому счету, Ильяс так и не успел состариться, порадоваться вместе с верной Айслу внукам, научить их беззаветной любви к родине и готовности в любой момент грудью встать на ее защиту.

Айслу, его жена, в 37 лет осталась вдовой. Больше замуж она не вышла. Все заботы по воспитанию детей легли на ее плечи.

2 февраля вся страна отметит день Сталинградской Победы. И мы, живущие на героической сталинградской земле, понимаем, сколько бы ни прошло лет, эта победа всегда должна отмечаться как большой праздник! Кто знает, что  стало бы со страной, с миром, если бы Сталинград не устоял? Если бы гитлеровцы и примкнувшие к ним союзные страны вкупе с разномастными легионами чуть ли не со всей Европы взяли верх. Но об этом мы, к счастью, не узнаем.

Наш корр.

Фото из архива семьи Карсаковых.